Выделение типов кадровой и массовой, имело большое значение в теории партий. Многие известные партологи использовали эту типологию в своих исследованиях и дали комментарии на этот счет. Например, английский теоретик Ф. Эпстайн проверил гипотезу Дюверже о том, что кадровые партии, чтобы выжить в современных условиях, должны приобрести черты массовых. Он заметил, что американские партии, которые Дюверже считал архаическими, оказались достаточно адаптивными к экономическим и социально-политическим изменениям, фактически став той моделью, к которой приближаются современные партии других стран. Основными признаками американизации Эпстайн считал:
• снижение членства и внимания к нему;
• ослабление роли идеологий в массовых партиях.
В то же время главной заботой как кадровых, так и массовых партий стала погоня за голосами избирателей. Наиболее эффективными средствами здесь выступили СМИ, рекламные фирмы, институты изучения общественного мнения, давно используемые американскими партиями. Кроме того, на американизацию партий повлияло изменение социально- экономической среды. Массовые партии формировались в условиях «последней стадии индустриализации Европы», а время написания работы Дюверже пришлось на период ее существенного социально-экономического отставания от Америки. В настоящее время эти условия сравнялись, отсюда тенденция по выравниванию функций и структуры партий.
Наконец, в основу пятой типологии партий Дюверже положил степень причастности. Он выделял их четыре:
• избиратели партии;
• симпатизанты, т.е. сочувствующие, более или менее регулярно посещающие мероприятия партии, но не являющиеся ее членами;
• члены партии;
• активисты партии.
Такие степени причастности, закрепленные в уставе, имеют сегодня подавляющее большинство массовых партий. Говоря о них как о критерии типологии партий, Дюверже имел в виду не избранную членом партии, а предложенную ему самой партией причастность. По этому показателю он и разделил все партии на два типа — тоталитарные и специализированные.
Специализированная партия занимает в жизни своих членов весьма скромное место: они уделяют партийной работе максимум несколько часов в день (или вообще не уделяют). Поэтому здесь причастность к партии сохраняет чисто политический характер. Это — специализированная партия. В тоталитарных (коммунистический или фашистский вид) членство означает почти полное «растворение» в организации. Ячейка коммунистов действует и на работе, и по месту жительства. Партийная идеология проникает и в физическую, и в духовную жизнь своих членов. А партийная организация воспитывает, обучает, даже вмешивается в частную и семейную жизнь партийцев. Другими словами, вступив в тоталитарную партию, человек совершенно «исчезает» как личность, подчиняя свою жизнь делу партии. Тоталитарный тип партии характеризуют:
• жесткость доктрины, которая выступает в качестве интеллектуальной и моральной основы всей жизни, образа мысли, философии, веры членов партии. С течением времени жесткая партийная доктрина превращается в систему мифов, партийную мифологию;
• закрытый характер. Вступление в партию строго регламентировано и осуществляется только через кандидатский стаж (форму послушничества). Войдя в партию, не так просто из нее выйти. Ведь покинуть тоталитарную партию, с точки зрения этого типа партии, означает — лишиться смысла жизни, более того — стать предателем, отступником, ренегатом;
• сакральность. Все, что связано с тоталитарной партией, для ее членов не подлежит критике, переосмыслению, не может быть предметом шуток или насмешек, о чем не спорят; это и есть сакральное, утверждает Дюверже. Коммунизм и фашизм недаром называют светскими религиями;
• орденская организация. Тоталитарная партия — не только жесткая, централизованная, закрытая и сакральная, но и организация, вступление в которую ориентирует всю жизнь человека, требует его полного растворения в группе, полной отдачи и самоотречения в служении своей идеологи и вере.