Очень важно четко различать качество и класс. Низкое или недостаточное качество — это всегда проблема, а вот невысокий класс не обязательно является проблемой. Класс — это категория, приписываемая продуктам или результатам, чтобы выявить аналогичные функциональные, но различные технические спецификации. Например, если вы строите дом и хотите, чтобы это был элитный дом сверху донизу, то вы можете потребовать золотое покрытие для бордюров или подоконников. Однако, после подгонки бюджета вы понимаете, что это покрытие невероятно раздуло ваш бюджет и вполне можно ограничиться чуть более скромными материалами.
Функционально эти покрытия могут быть совершенно одинаковыми, но их технические характеристики различаются. То же самое справедливо и для программирования. Это может быть очень высокое качество с небольшим количеством ошибок, но с очень ограниченной функциональностью, что будет продуктом невысокого класса. И наоборот, все мы работаем с продуктами, которые могут быть отнесены к высокому классу, но обладают низким качеством — у них много функций, но ни одна из них не работает так, как должна или как это заявлено в рекламе. Естественно, качество и класс взаимосвязаны в представлении пользователей, а задача менеджера IT-проекта и проектной группы заключается в том, чтобы разработать стандарты или спецификации, которые обеспечать предоставление требуемого качества или класса.
Есть самые разные системы управления качеством, которые сегодня используют компании и все, о чем мы будем говорить в этой главе так или иначе связано с этой системой. Если в вашей компании внедрена общая система управления качеством TQM (Total quality management), Шесть сигма или даже стандарты ISO (можно назвать несколько), вы можете легко встроить эти системы качества в ваш процесс управления IT-проектом. Есть четыре главных составных части в управлении качеством, и эти элементы присутствуют во всех системах:
1. Удовлетворение пользователей.
2. Предотвращение вместо поправок.
3. Непрерывное улучшение.
4. Вовлечение руководства.