Выводы В.О. Кея, описанные в предыдущей статье нашего сайта, в начале 70-х гг. были развиты и систематизированы в работе «Изменение американского голосования», в которой группа авторов подвергла серьезной критике парадигму Мичигана.
Эта критика вытекала из констатации развивавшегося в США кризиса того, что получило наименование стороннической идентификации. В США это в полной мере выражается в отношении к обеим политическим партиям, с одной стороны, а с другой — в росте численности так называемых «независимых» избирателей. Более того, даже если указанная идентификация сохраняется, ее влияние, как выявили американские социологи, на избирателей, на их электоральное поведение стало намного меньшим, нежели прежде. Она, значит, оказывает меньшее влияние на результат голосования. Меньшее значение в выборе избирателя стали в США играть социальные детерминанты.
Авторами указанного труда был сделан вывод о том, что голосование американцев испытывает на себе воздействие так называемых «ставок». И потому американцы все меньше руководствуются своими симпатиями к той или иной партии (сторонническая идентификация, согласно парадигме Мичигана). На их электоральное поведение все меньшее влияние оказывают социальные и культурные детерминанты, как полагали ученые Колумбийского университета. Избиратель США высказывается в последние 2 — 3 десятилетия в пользу того кандидата, позиции которого по ключевым политическим вопросам (ставкам избирательной кампании) в большей мере отвечают его собственному пониманию и отношению.
Рассматриваемое нами изменение в политической жизни США стало результатом двойственного изменения. С одной стороны, в американском публичном пространстве в отличие от 40 — 50-х гг. прошлого столетия появились новые политические ставки. Они оказывают большее мобилизационное воздействие на избирателей, а также приводят к растущей поляризации общественного мнения в стране.
С другой стороны, в США появился «новый избиратель», который является более автономным, более заинтересованным в политике и более компетентным в ней, в отличие от апатичного и слабоинформированного избирателя в парадигме Мичигана. Более того, авторы «Изменения американского голосования», развивая подход Кея, указывали на то, что «новый избиратель» является не только лучше информированным и более политизированным, но и более рациональным.
Указанное изменение политической жизни в США является результатом социальной трансформации в этой стране, которая изменила условия жизни граждан, преобразовала систему ценностей, а также природу и иерархию забот большей части населения в западных обществах. Такой вывод, как известно, был сделан американским социологом и политологом Рональдом Инглхардом.
Он, в частности, указал на то, что с последней трети XX в. в развитых странах происходит сдвиг от материальных ценностей модерна, для которого было особенно характерно доминирование инструментальной рациональности, к постматериальным ценностям постмодерна, что повлекло за собой целый ряд социальных изменений — от институциональных изменений (демократизация, распространение новых социальных движений) до изменения гендерных ролей и сексуальных нравов, ослабления традиционных религий и т. д.