Обратим свой взор к истории становления понятия «гражданство». Концепции гражданства свои теоретические и исторические истоки берут в политических революциях XVII в. (Великобритания) и конца XVIII в. (США и Франция), которые утвердили новый политический порядок в этих странах.
Этот порядок назвали либеральным потому, что он был нацелен на сохранение и дальнейшее развитие индивидуальных свобод и опирался на принцип представительства, который позволял подтверждать легитимность власти, основывающейся на воле управляемых, которая получает свое выражение через деятельность законодательно определенных политических институтов.
Новый социальный и политический порядок определялся тем, что он опирался на индивидов, равных между собой в правах. Эти индивиды были изначально равны перед законом, что обеспечивалось постепенным устранением привилегий аристократии и служителей культов, эмансипацией представителей различных этносов и т. д. А потому и идея гражданства символизировала и конкретизировала собой концепцию нового социального и политического порядка, основанного на равных между собой гражданах. Иными словами: вертикальные связи монархического общества были как бы превращены в горизонтальные связи, на основе которых индивиды, равные между собой, объединялись в единое общество, а суверенитет монарха переходил к нации, т. е. к коллективу равных между собой граждан страны.
Превращение индивидов в граждан предполагает их возвращение к человеческой природе. Они стали рассматриваться в отрыве от их исторической идентичности и принадлежности к тем или иным социальным, религиозным, культурным и т. д. группам, в рамках которых утверждаются различия и неравенство между людьми. Такой подход был необходим для того, чтобы в общественной жизни утвердился принцип равенства, применительно к теориям общественного договора.
Поясним.
Человек является Сувереном в естественном состоянии, а в политическом обществе, основанном на общественном договоре, индивиды равны (должны быть равны) между собой. Гражданство, таким образом, строится в перспективе утверждения универсального подхода (универсализма как принципа), т. к. оно основывается на том, что является общим для всех людей, какой бы ни была их историческая принадлежность.
Гражданство основывается на фикции, или постулате, равенства граждан, которые оставляют в стороне вопросы реального неравенства людей между собой. Бедные и богатые как граждане равны между собой, но это не отменяет имеющегося реально между ними неравенства. Это означает, что равенство граждан является равенством гражданским (равны в правах и перед лицом права), а также равенством политическим (имеют равные права на участие в принятии политических решений и имеют одинаковый вес в решении: «один человек— один голос»). Таким образом, граждане равны между собой, но это равенство существует только в политической сфере, в которую вписывается и феномен гражданства.