Исторический экскурс

97

Небезынтересно в связи с этим сделать небольшой исторический экскурс. До середины 30-х годов ФБР могло вести слежку за американцами с использовани­ем технических средств (подслушивание телефонных разговоров) и установкой их в жилых помещениях без санкции судебных властей фактически беспрепятствен­но. Но и после объявления конгрессом этой практики незаконной в 1934 г., как это признает Этан Теохарис, положение мало изменилось. Устные, а затем и письменные (1940 г.) распоряжения Рузвельта суще­ственно расширили возможности ФБР в этой области.

В 1946 г. по инициативе Гувера и с согласия Трумэна электронная слежка была распространена на все обще­ственные элементы, которые правительство относило к числу потенциально «подрывных»48. Неопределенность этого термина позволяла ФБР действовать без оглядки на четвертую поправку к конституции, трактующую, в частности, о неприкосновенности жилища. В 1954 г. ФБР обеспечило за собой право «неограниченного использования» технических средств слежки, когда усматривало в этом необходимость, исходя из присуще­го ему понимания интересов национальной безопасно­сти. В 60-х годах в электронном шпионаже за американцами был поставлен новый рекорд. Прези­дент Ричард Никсон и министр юстиции его прави­тельства Джон Митчелл, вообще изъяв слежку за политической оппозицией из-под контроля органов юстиции, отдали ее всецело на откуп ФБР51. К тому же электронный шпионаж никогда не был исключительно монополией ФБР. Ему постоянно ассистировали в этом деле военная разведка, Агентство национальной без­опасности (с 1952 г.), ЦРУ, секретная служба и ме­стные полицейские власти. Но ФБР всегда принадле­жала направляющая роль в этом грязном бизнесе.

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ