Различия в обучении в школе можно проиллюстрировать на сопоставлении двух параллельных текстов о Людовике XIV одного из инициаторов изучения истории во Франции Е. Лависса.
«Характер короля»
Людовик XIV был убежден, что его власть является абсолютной и что он должен отчитываться только перед Богом. Гордый своими правами, государь знал и свои обязанности, которые он исполнял на прекрасном языке. Он обладал крупными достоинствами: он не был гением, но был прекрасно образован; он обладал способностями к работе, хорошо разбирался в людях и в первой части своего правления умело отбирал своих служащих.
Он обладал личными достоинствами, внушающими уважение, а своей учтивостью завоевывал сердца. Однако это личное обаяние, под которое подпадали все, кто его окружал, еще более усиливало опасения, которые его всемогущество несло для его окружения. Гордыня охватила душу Людовика XIV как результат почти обожания, исходившего со стороны знати, двора, бывшего одним из самых блестящих в мире. Он приписывал себе все заслуги своих министров, не ведал всего, чем он им был обязан.
Он устранил все прежние свободы во Франции и стремился утвердить свое господство в Европе подобно тому, каковым оно было в отношении своих подданных. Франция истощила свои силы в войнах, которые Людовик XIV вел в первые годы своего господства, и государь, которого называли «великим королем”, окончил свое правление оборотной стороной удачи…».
Такую характеристику Е. Лависс дал королю в учебнике для начальной школы. А теперь вчитаемся в его же другую характеристику.
«Личность короля»
Моральные качества: он вовсе не был злым, ему были присущи душевные движения доброты, даже чувственности. Он любил свою мать, о которой плакал горючими слезами. Он испытывал дружеские чувства к своему брату, который их не очень-то заслуживал, всегда разряженный, странный и отвратительных нравов мальчишка, которого мадам Лафайетт охарактеризовала ужасными словами: «возбудить чувства этого принца не смогла бы ни одна женщина мира»…
Он проявлял нежные чувства к королеве, инфанте, глаза которой его восхищали. Он был чувственен, любил вкусно поесть, был скор к любовным утехам, не упускал ни одного удобного случая… Сен-Симон говорил, что Людовик XIV был «урожден с добрыми задатками», и этим многое сказано, и он добавлял, что король был «урожден справедливым» и что он сохранял до кончины «приверженность к честности, правоте и справедливости». И справедливость этого он демонстрировал с ранних лет…
Он написал такую максиму: «Опасение надежды — плохой проводник». В этом качестве правителя заложены и королевские достоинства: радость быть королем… главная заслуга Людовика XIV состоит в понимании того, что условием этого «величия», этой «чести», этой «радости» была работа… работой Людовика XIV было внимание к советам, аудиенциям, которые были весьма многочисленными, частым встречам с министрами и людьми, с чьим мнением он считался.
Сравнение этих текстов, как отмечают Ж.-П. Кот и Ж.-П. Мунье, показывает, что в них исповедуется одна и та же концепция истории: она творится великими людьми, Кот и Мунье справедливо полагают, что разные ветви французской школы руководствуются одной и той же идеологией.
Однако ясно видны и различия между этими двумя ветвями школы. Лексика текста, написанного для тех, кто получает высшее образование, более психологична (злой, движение доброты, чувствительность и дружба и т. д.) и значительно отличается от простого морализирования в тексте для начального образования. В последнем случае используются бесспорные истины. В тексте учебника для высшей школы аргументация черпается из разных источников, используется своеобразная риторика, и это готовит учеников для эмоционального восприятия и изложения событий истории на основе господствующей идеологии.