Социальная позиция определяется коэффициентом интеллекта (IQ). Янг полагает, что соединение власти с интеллектом является главным фактором будущего прогресса. Поэтому основное содержание меритократизации состоит в интеллектуализации власти, раскрытии способностей и талантов личности.
Янг попытался создать модель правления, в которой действуют открытая система отбора правящей элиты и равенство условий конкуренции. Хотя следует отметить, что по существу Янг в общем не оригинален.
Идеи меритократического правления обосновывались еще в Древней Греции (Платон) и в Древнем Китае (Конфуций). В наши дни концепцию меритократии взяли на вооружение идеологи и сторонники постиндустриального общества. Так, известный американский теоретик Даниел Белл (р. 1919) в работе «Грядущее постиндустриальное общество» (1973) утверждает, что меритократия является той властью, которая поможет устранить бюрократию и сделать более эффективной социальную организацию общества в целом.
Подобную концепцию разделяет и известный американский политолог Збигнев Бжезинский (р. 1928) и другие. Как и Белл, он трактует меритократию как позитивную политическую тенденцию. По мнению представителей этой концепции, меритократия — это качественно новая властвующая элита, идущая на смену предыдущим.
Так, в традиционном обществе господствовала «элита крови», критерием принадлежности к ней была знатность, в индустриальном обществе — элита богатства», критерием принадлежности к ней выступает капитал. В постиндустриальном обществе наступает время «элиты заслуг», «элиты знания», критериями которой являются компетентность, образование и высокие моральные качества.
К этой теории примыкает и концепция известного американского социолога, футуролога и политолога Элвина Тоффлера (р. 1928), по мнению которого новая концепция власти состоит в том, что ее основой в XXI в. будет не насилие, не деньги, а знание. В работе «Метаморфозы власти» (1990) Tocbchne. Он конкретно описывает кризис старых моделей власти и приход на смену новой модели, которая основана не на мускульной силе, богатстве или насилии, а на интеллекте. Именно интеллект и знания являются, по его мнению, самым демократическим источником власти.