В современных условиях гражданство неотделимо от демократии. Само понятие «гражданство» отражает личную зависимость каждого члена общества от Суверена и подчинение ему (Суверену). Эти вертикальные связи дополняются при демократии горизонтальными связями, на основе которых образуется объединение граждан, обладающих одним и тем же статусом, одной и той же идентичностью и равенством. И именно это объединение является Сувереном в современных условиях.
Гражданство устраняет различие между частной и публичной сферами, образуя тем самым как бы единую публичную сферу, в которой каждый индивид-гражданин наделяется равными правами в сравнении с другими согражданами. Это и позволяет построить политическое общество, в котором все граждане политически равны между собой.
Указанный процесс иногда в политической науке называют политической «революцией». Эта революция вписывается в более широкую, по своей сути социальную трансформацию, в основе которой лежит разделение общественного труда, диверсификация и специализация социальных ролей, что приводит к растущей индивидуализации всех общественных отношений, характерной для современных демократических обществ.
Следует сказать и о том, что понятие «гражданство» вписывается в историческое развитие, в ходе которого устраняются модели так называемых традиционных обществ и утверждается контрактная форма социальной организации. Нужно сказать, что становление гражданственности, основанное на политическом равенстве всех сограждан между собой, не устранило, а подчас даже усилило неравенство условий существования людей в современных обществах.
Понятие «гражданство» является, по сути, комплексным понятием. Это определяется, в частности, хотя бы тем, что оно связано с комплексными понятиями и историческими феноменами, какими являются, например, демократия, нация, социальная интеграция и т. д. Понятие «гражданство» опирается на метафорический, или «теоретический», разрыв (или различие) между реальным, конкретным и множественным индивидом и «универсальным» гражданином.
Данное положение носит принципиальный характер потому, что позволяет теоретикам и политикам основываться на постулате о равенстве граждан. Однако этот постулат является фикцией, которая может подвергаться (и она подвергается) критике, указывающей небезосновательно на фиктивный характер равенства в демократических обществах. Эти общества по определению являются обществами, в которых в большей или в меньшей степени царит неравенство реальных граждан между собой.