Представители знати претендовали на прежнюю политическую независимость. В событиях религиозных войн ярко сказались также результаты революции цен, повлекшей за собой разорение значительной части дворянства. Поэтому последнее переходит в лагерь гугенотов, надеясь после секуляризации земель католической церкви поживиться ее богатствами. Города юга стремились к возрождению своих средневековых вольностей: в политическом сепаратизме Нима, Монпелье, Монтобана и других южных городов, с давних пор экономически тяготевших к Средиземному морю, обнаружилось экономическое обособление от остальной Франции.
В последний период гугенотских войн (80 и 90-е годы) начались массовые выступления народных масс В Париже, например, движение мелких ремесленников и городской бедноты € 1588 г. отличалось значительным радикализмом. Вместе с тем по стране прокатилась волна крестьянских восстаний, особенно в 1593—1596 гг., когда выступления так называемых кроканов имели место в провинциях Лимузен, Ангумуа, Пуату, Сентонж;. Перигор, Марш и других местах. Они сопровождались избиением дворян. В ходе борьбы возникали крестьянские ополчения, достигавшие 40 ООО человек. Но еще ранее, в 1579 г., крупные крестьянские восстания отмечены в Дофинэ, а в 1586 г.—в Нормандии. Эти народные восстания носили антифеодальный характер и были направлены против дворян обоих враждующих лагерей. Они значительно изменили природу гугенотского движения и гугенотских войн в целом и побудили испуганных феодалов и буржуазию прийти к соглашению, положившему конец войнам.
Католический лагерь объединял дворянство Северной Франции, буржуазию Парижа, королевских чиновников, духовенство, наемников короля и другие, крайне пестрые, социальные элементы.