Чтобы не сводить функции партиомы только к функциям составляющих ее партий, следует поставить вопрос о системных функциях, не принадлежащих партиям, а имеющих происхождение в самой партиоме, во всей целостности партий.
Эти системные функции следует выводить из:
• структуры партийной системы;
• положения партиомы в обществе;
• ее деятельности как целостной совокупности партий.
Из структуры, или взаиморасположения партий в партиоме, по нашему мнению, вытекают следующие системные функции:
• стабилизация политической системы, общества в целом. Эта функция происходит из предположения, что политическое поведение партий, приведенных в систему, более устойчиво и предсказуемо, чем поведение хаотического множества партий. Действительно, партии, связанные определенными взаимоотношениями, представляющие свой статус, место в общей конструкции, коалиционной политике, ведут себя более определенно;
• придание умеренности, взвешенности и предсказуемости всем политическим отношениям. Партии, приведенные в систему, ведут себя не только более предсказуемо, но и более умеренно, занимая позиции ближе к центру, чем партии вне системы, разумеется, если под системой понимать парламентские или партии, участвующие в выборах;
• согласование и корректировка правительственного курса. Если партии сумели договориться о коалиционной политике в избирательной кампании, это повышает вероятность согласования коалиционной политики правительства. Кроме того, правительственный курс в какой-то мере согласовывается, а точнее — корректируется, оппозиционными партиями. Так что согласование и корректировка правительственного курса — функции всех партий, всей партийной системы.
Из местоположения партиомы вытекают следующие функции:
• связи государства и гражданского общества;
• связи гражданского общества и политических партий, составляющих партиому;
• связи партий и государственных структур, которая не только проявляется в период выборов, но и действует постоянно;
• партийной системы, как одного из передаточных звеньев управления обратной связи системы «государство—гражданское общество».
Наконец, формулируя системные функции, вытекающие из деятельности партиомы, можно опереться на исследования Дж. Лаполамбары и М. Вайнера, которые выделили функции:
• легитимизации управления, что особенно ярко проявляется в избирательных кампаниях и осуществляется через все партии одновременно, выступая именно системной функцией;
• национальной интеграции, которая, безусловно, исполняется всеми политическими партиями страны;
• разрешения конфликтов управления.
Важно подчеркнуть, что партийная система играет значительную роль в обществах демократического транзита, особенно переходящих от тоталитаризма к демократии. В этом случае она дополнительно берет на себя функции:
• заполнения политического вакуума, вызванного уходом единственной правящей партии;
• структуризации расплывчатых и в идеологическом, и в политическом отношении общественно-политических движений;
• ускорения процесса партийного генезиса, установления связей и определенных отношений; определения их роли в политической жизни новообразуюшихся партий;
• идеологической идентификации новых партий, определения их места в партийной системе;
• структуризации, политической идентификации электората;
• переноса центра тяжести политической борьбы с «улицы» в парламент;
• структуризации парламента.
Говоря о функциях партиомы, уместно вспомнить, как в годы перестройки, при отсутствии в России партийной системы, проходило размежевание политических сил: через уличные демонстрации, митинги, сопровождавшиеся оскорблениями политических противников; через съезды народных депутатов, когда каждый из 1050 народных избранников говорил о своем, наболевшем, но обсудить какой-либо конкретный вопрос, тем более принять согласованное решение, не представлялось возможным.