Коллективные действия характеризуются большим разнообразием и разнородностью. Они отличаются как по целям, которые преследуются, так и по числу и составу участников. Чарльз Тилли для осуществления анализа социальных движений ввел понятие «репертуар действия», которое получило признание в социальных науках.
О чем идет речь?
Согласно Ч. Тилли, население любой страны располагает определенным репертуаром коллективных действий, т. е. располагает определенным числом средств совместного действия на основе общего интереса. Причем эти средства, как правило, были уже испробованы в прошлом.
По поводу этого Ч. Тилли писал: «Эти средства действия образуют репертуар, в том смысле, в каком этот термин используется в театре или музыке, но который, скорее, похож на комедиа дель арте или джаз… В нем более или менее известны правила, которые адаптируются к преследуемой цели»… «Репертуар в своем использовании определяет коллективное действие. Несмотря на спонтанный характер, который связывают иногда с идеей толпы, люди стремятся действовать в ограниченных рамках того, что им известно, вносить изменения на основе существующих форм и не знают о тех возможностях, которые для них в принципе открыты».
На основе анализа социальных движений во Франции с начала XVII в. и до конца XX в. Ч. Тилли убедительно показал, что формы мобилизации в этой стране менялись во времени. Указывает он и на то, что в середине XIX в. французы отказались от прежних форм коллективной мобилизации, служивших им в течение двух столетий, и стали использовать новый репертуар, который используется и в наши дни. Это изменение, по убеждению Ч. Тилли, произошло в середине XIX столетия.
Начиная с XVII в. и вплоть до середины XIX в. репертуар, по Ч. Тилли, характеризуется следующими основными чертами.
1. Осуществляется в коммунальных (местных) рамках местными актерами или местными представителями национальных актеров.
2. Основывается в значительной мере на покровительстве, т. е. строится из расчета на поддержку местных влиятельных сил.
3. Коллективное действие строится на основе символического и/или практического отклонения от предшествующих ему социальных ритуалов (карнавалы, процессии и т. д.). Оно нередко принимало форму бунта, захвата полей, саботажа машин и т. д.
В середине XIX в. репертуар социального действия радикально изменяется. Это выражается в следующем.
1. Репертуар приобретает национальное измерение (забастовки, манифестации, платформы требований и т. д.). Сохраняются и локальные действия, но и они все более координируются в национальном масштабе.
2. Действия нового репертуара становятся относительно автономными, т. е. получают прямое выражение и соответствующим ему образом. И потому можно говорить как об автономии социальных движений, так и автономии их форм действия.
3. В общем виде различные формы действия, в отличие от прошлого, основываются на более осознанной организации, а требования, которые выдвигаются социальными движениями, становятся все более абстрактными.