Для характеристики современной демократии нередко используется известная формула 16-го президента США Авраама Линкольна (1809— 1865): «Правление народа, при помощи народа и для народа». На основе этой формулы выявляются два слабых момента представительной демократии.
Прежде всего, утрата управляемыми, являющимися теоретически носителями суверенитета, властных полномочий и присвоение власти представителями (избранниками). Суверенитет, как это отмечал еще Ж.-Ж. Руссо, т. е. право законодательствовать, пребывает только в народе. Он не может быть никому доверен, как, впрочем, не может быть поделен между какими-то органами. Не случайно Руссо иронизирует по поводу британской конституции, которая, как известно, представлялась Ш. Монтескье воплощением свободы.
«Английский народ, — пишет Ж.-Ж. Руссо, — считает себя свободным: он жестоко ошибается. Он свободен только во время выборов членов Парламента; как только они избраны — он раб, он ничто. Судя по тому применению, которое он дает своей свободе в краткие мгновения обладания ею, он вполне заслуживает того, чтобы он ее лишился».
Представительный мандат не только символически, но и реально замещает волю избирателей волей представителей (избранников), власть решения избирателей властью избранников (представителей). Как показал П. Бурдье, это находит свое выражение в «символическом перевороте», на основе которого представители избирателей, власть представляет себя в качестве единственной силы, которая имеет право говорить от имени всех («французы полагают, что…», «рабочие требуют…», «лица наемного труда могут соглашаться с…» и т. д.).
В итоге такого «символического переворота» принимаемые властями решения не являются выражением воли всех. Они чаще всего представляют собой выражение воли (интересов) только одной, ограниченной и частной группы — представителей населения, иначе говоря, избранников.
Такая постановка вопроса сопровождается, весьма часто, и критикой представительной демократии за неоднородность корпуса представителей по отношению к социальной структуре населения. И на этом основании выдвигаются требования обеспечения условий для адекватного выражения социальной структуры общества в составе корпуса избранников. Речь чаще всего в таком случае идет о слабой представленности, например, в депутатском корпусе женщин, молодежи, представителей разного рода национальных групп и т. д.
При всей справедливости такого подхода, он во многом является иллюзорным. Добиться полной адекватности социального состава избранников социальному составу общества просто невозможно. Это в определенной мере удавалось добиваться в бывшем Советском Союзе, где состав избранников проходил до голосования через сито организационного отдела ЦК КПСС, а потом получал поддержку избирателей. Тем более нужно учитывать тот факт, что в демократическом обществе решение принимает избиратель, а он выражает свою волю вовсе не с позиций обеспечения адекватного выражения будущих избранников по своему социальному составу социальной структуре общества.