В третьей группе факторов, кроме «умственного склада» и «интенсивности политических страстей», т.е. силы проявления политических эмоций и чувств, он назвал такие черты национального характера:
• непривычка к самоуправлению;
• нежелание образовывать политические организации;
• неспособность к организованной деятельности.
Такой национальный характер формируется в условиях раздробленности различных исторических частей страны и отсутствия надежных коммуникаций между ними.
Четвертым фактором плюрализма партий Лоуэлл считал избирательную систему. Во Франции, типичной многопартийной стране, действие избирательной системы абсолютного большинства при наличии более двух кандидатов дает возможность каждой из многочисленных партий и общественных групп выставлять своего кандидата. Это препятствует образованию больших сплоченных партий.
Наконец, пятой группой причин многопартийности у него выступает практика работы партийных фракции в Палате депутатов с министерствами. «Обычай интерпеллировать министерства, — отметил он, — имеет прямое влияние на прочность Кабинета и раздробление партий». Под интерпелляциями во французской политической практике понимаются депутатские запросы представителей оппозиционных партий к правительству, имеющие целью вызвать обсуждение какого-либо вопроса в парламенте, высказать критические замечания по работе конкретных министров и правительства в целом.
Если попытаться дифференцировать названные Лоуэллом группы причин образования множественности партий в обществе, то получится следующая совокупность факторов формирования многопартийных систем:
• отсутствие консенсуса в обществе по поводу образования власти;
• наличие в обществе непримиримых по отношению к правительству имеющих революционные цели социальных групп, которые не могут быть допущены к управлению страной;
• формирование власти в прошлом деспотическими методами; привычка видеть в членах правительства угнетателей, деспотом, врагов;
• имевшиеся в истории страны революционные смены форм правления, оставившие в обществе своих сторонников;
• отсутствие у гражданского общества склонности к организации в политические партии и наличие в нем «пылких» разрозненных групп;
• мажоритарная избирательная система;
• практика парламентских интерпелляций к правительству оппозиционными партиями.