Оценивая экономические перспективы на следующий год, мы, естественно, обращаемся к вопросам политики, поскольку этот год будет проходить под знаком первичных выборов, предвыборных съездов обеих партий и других событий, ведущих к президентским выборам в ноябре. На мой взгляд, существует три важнейших экономических проблемы, которые должны обсуждаться в 1984 году. Во-первых, это проблема долгосрочных бюджетных дефицитов, а также меры, которые необходимо предпринять для того, чтобы разрешить бюджетную дилемму, созданную в течение первого срока пребывания у власти рейгановской администрации. Во-вторых, проблема высоких процентных ставок и способов их понижения. И в-третьих, проблема долгосрочного влияния нынешней экономической политики на темпы роста и стабильность американской экономики в будущем.
Проблема бюджетного дефицита. Тот факт, что к 1983 году федеральное правительство создало гигантский дефицит в 200 млрд. долл., не является для нас новостью. Вопрос не в том, мал или велик такой дефицит для экономики, производящей товаров и услуг на 3,3 трлн. долл. в год. Вопрос в том, какую часть чистых сбережений поглотит дефицит таких размеров в будущем и достаточно ли средств останется для частных инвестиций в капитальное оборудование, научные исследования, товарные запасы и жилищное строительство.
Прежде правительство поглощало в среднем 1/4 всех чистых сбережений (той части сбережений, которая остается после замены изношенного основного капитала). Это означало, что частный сектор получал оставшиеся 3/4. В 1983 году соотношение изменилось на обратное: федеральное правительство поглотило 75 процентов сбережений, оставив на частные капиталовложения только 25 процентов. В 1984 и 1985 годах нужды федерального правительства будут поглощать от 1 /2 до 2/3 всех чистых сбережений.
Если правительство заберет такую большую долю сбережений, то для частных инвестиций останется слишком мало средств. В результате произойдет столкновение между государственным и частным спросом на капитал и поднимутся процентные ставки, что в свою очередь приведет к уменьшению производственных инвестиций, росту инфляции и падению конкурентоспособности американских товаров на мировом рынке.
Высокие процентные ставки. Вторая проблема, которую следует обсудить в ходе президентских выборов 1984 года,— это проблема высоких процентных ставок. Вопрос этот прямо связан с ростом бюджетных дефицитов. В условиях бюджетной экспансии ФРС не имеет другого выбора, кроме как устанавливать жесткие пределы росту денежной массы. Для того чтобы снизить процентные ставки, необходимо привести в соответствие кредитно-денежную и бюджетную политику. Сокращение дефицита в 1984 и 1985 годах позволило бы ФРС смягчить свой курс, и в результате произошло бы снижение процентных ставок. Это, однако, невозможно, пока проблема бюджетного дефицита не разрешена.
Долгосрочный эффект нынешней экономической политики. Последний из вопросов, заслуживающих обсуждения в будущем году,— это вопрос о влиянии «рейганомики» на наше экономическое будущее. Сработают ли наконец, как обещано Белым домом, стимулы «экономики предложения»? Будет ли иметь место бум производственных капиталовложений, постоянное сокращение инфляции и быстрый экономический рост? Является ли нынешнее благоприятное состояние американского хозяйства признаком долгожданного успеха «рейганомики»?
К сожалению, ответ на все эти вопросы отрицательный. Скорее всего, мы быстро движемся к новому спаду. Такой известный экономист, как Милтон Фридмен, предсказывает, что спад может начаться уже в 1984 году. Однако наиболее важным следствием нынешней экономической политики является не угроза очередного кризиса, а ущерб долгосрочному экономическому росту. Меры «рейганомики» уже отразились на производственных инвестициях. В таких важных для нашего будущего областях, как образование, энергетика, научные исследования, бюджетные ассигнования были резко сокращены. При этом сопротивление действиям правительства оказалось на удивление незначительным, и мало кто задавался вопросом о конечном эффекте проведенных сокращений.
Таковы главные экономические вопросы, которые должны быть обсуждены в ходе предвыборной кампании 1984 года. Но будут ли они обсуждаться? Ответ очевиден: «Нет!» Вместо этого нам, скорее всего, придется в очередной раз услышать об «успехах «рейганомики» и о «планах перестройки американской промышленности».
(«Вайтэл спичиз», 15 ноября 1983 г.)
Джон Вильсон — старший вице-президент банка «Бэнк оф Америка»