Конфликты и политическое противоборство активно влияют на соотношение разрешенного и неразрешенного в обществе. Именно это соотношение чаще всего является ставкой в политической борьбе.
Государство, как известно, обладает правами ограничения или расширения поля публичных свобод. Ограничивая права тех или иных социальных групп в проведении манифестаций, собраний и т. п., правящие круги могут добиться маргинализации той или иной социальной группы. Но подобные действия государства имеют свои пределы: государство не может ставить под вопрос природу существующего режима. Учитывается и то, что противодействие управляемых политикой властей подрывает основы режима: ими руководит логика достижения максимальной свободы для своих действий.
Показателен в этой связи пример с праздником 1 Мая. В героический период рабочего движения этот праздник рассматривался как день борьбы, как протест против установленного социального и политического порядка. Легализация этого праздника в значительной мере лишила его указанного выше характера. 1 Мая до сих пор признается как заметное политическое событие. Но оно ныне не имеет былого широкого социального признания.
Другой пример. В 70-е гг. прошлого столетия широкое распространение в мире получила практика проведения забастовок с последующим занятием предприятий бастующими. Прежде подобные действия относились к разряду экстремистских и преследовались властями. Теперь же меры физического воздействия, как правило, властями не применяются. Значит, действия забастовщиков не нарушают «священного» пространства власти.
Политологи на основе анализа политического участия выделяют два типа политических действий граждан. Первый тип характеризуется отказом от какого бы то ни было сотрудничества с властями. Это иногда выражается в отказе тех или иных политических деятелей или сил от участия в составе правительств.
Другой тип, напротив, характеризуется тем, что, сохраняя враждебность к правительству, политические субъекты используют все возможности легальной деятельности для воздействия на власть в полном соответствии с правилами демократического общества, регулирующими политическое поведение граждан.
Первый тип политических действий характерен для оппозиции, которую иногда называют непримиримой, ставящей задачу непременного свержения правительства. Второй же тип более характерен для так называемой конструктивной оппозиции.