Первое впечатление о том, что республиканская партия не вела предвыборной кампании в течение весны и начала лета 1984 года – в корне неверно. Как показывают материалы М. Кондрэки и Д. Хоффмана, деятельность по переизбранию Р. Рейгана на второй срок началась задолго до первичных выборов, по сути дела, она началась уже после промежуточных выборов 1982 года, послуживших первой «пробой сил» республиканской администрации, прикидкой возможных вариантов предвыборной стратегии.
Эта деятельность включала целый ряд аспектов. Во-первых, это сбор средств. Республиканцы снова подтвердили свою репутацию партии богатых, сумев привлечь к финансированию своей кампании и больше крупных корпораций, и больше состоятельных американцев, чем это удалось сделать демократам. Во-вторых, это было изменение сложившегося за первые три года образа президента, попытки сделать его более приемлемым для тех слоев избирателей, по которым больно ударила его политика,— негров, испаноязычных, женщин, безработных, людей с низкими доходами.
В сторону каждой из этих групп пришлось делать примиряющие жесты, которые если не привлекли бы их на сторону республиканцев, то хотя бы смягчили оппозицию. Несомненно, что сторонникам президента пришлось немало потрудиться, чтобы хоть как-то подретушировать реакционное, антинародное лицо нынешней администрации, прикрыть ее идеологическую нетерпимость, защиту интересов состоятельных кругов.
Наконец, особый характер предвыборной кампании на этом этапе придавало и то, что вел ее человек, находящийся на посту президента, который до начала 1984 года даже не объявил о своем намерении баллотироваться на второй срок. Это давало ему немалые преимущества перед соперниками. Вряд ли удалось бы сделать хоть что-то в этом направлении, если бы не возможность с президентского кресла заявлять о своей готовности заняться проблемами образования, бедности, пусть даже это были только слова.
Немаловажным является и то, что уже по своей должности президент постоянно участвует в «создании» мировой политики, постоянно может выступать с различного рода инициативами. Легче ему вести и пропагандистскую кампанию, поскольку такие выступления он может подавать как обычные выступления главы государства. При этом, что особенно важно в политической жизни США, эти выступления демонстрируются на экранах телевизоров и передаются радиостанциями бесплатно или за государственный счет.
Президент в полной мере использовал и те возможности, которые предоставляли ему зарубежные поездки, а в первой половине 1984 года его расписание поездок за границу было более напряженным, чем за все остальные годы пребывания у власти. Действительно, поездки в Китай, в Нормандию на празднование 40-летия высадки войск западных союзников, участие во встрече в верхах в Лондоне давали простор для показа Р. Рейгана в качестве крупнейшего государственного деятеля, привлекали внимание зрителей захватывающими сюжетами. Естественно, что пропагандистская машина и государственного аппарата, и республиканской партии совместными усилиями постаралась «выжать» возможные политические дивиденды.
На проблемы внешней политики Р. Рейгану пришлось обратить особое внимание в связи с тем, что его деятельность на этом поприще вызвала широкое недовольство американцев. В немалой степени предвыборными соображениями можно объяснить вторжение на Гренаду осенью 1983 года, которое должно было продемонстрировать прежде всего американцам, что усилия республиканской администрации по «возрождению сильной Америки» не пропали даром, и возбудить шовинистические настроения, квалифицируемые как «патриотизм». Вместе с тем ему потребовалось продемонстрировать и «миролюбие», которого так не хватало в течение всего срока его правления.
И вот неожиданно для многих с трибуны Белого дома стали слышаться призывы к Советскому Союзу предпринять совместные действия по предотвращению войны, нормализовать отношения. Обозреватель газеты «Нью-Йорк таймс» Э. Льюис верно отметил, что президент за годы нахождения у власти сделал все, чтобы повысить напряженность в этих отношениях, что особенно наглядно было продемонстрировано маневрированием вокруг советского предложения о начале переговоров по проблеме предотвращения милитаризации космического пространства, и теперь многие американцы не склонны ему верить.
Предвыборная кампания республиканцев в течение первой половины 1984 года — это во многом «театр одного актера». Р. Рейган находился один на арене и как президент, и как лидер республиканской партии. Одной из важных его задач была не борьба с противниками внутри партии, как это произошло у демократов, а борьба за укрепление уже существующей группировки, за привлечение к ней поддержки избирателей, то есть, по сути дела, перед ним стояли проблемы, которые наиболее характерны для заключительных месяцев кампании.