Курс на мировую гегемонию, проводимый администрацией США, привел к признанию во многих странах мира национальной безопасности, независимости в качестве приоритетных ценностей, что свидетельствует о сохранении института национальных государств в качестве высокой ценности в обозримом будущем.
Таким образом, на рубеже XX-XXI в. основные парадигмы истолкования политической действительности претерпели глубокие изменения. Тем не менее в современном мире продолжают активно конкурировать различные стратегии мирового политического развития.
Политическая мысль XX-XXI в. значительно обогатила политологию новым содержанием, методами, подходами, новой трактовкой различных классических представлений политики как человеческой деятельности и политики как особой социальной реальности. Очевидно, что на этом развитие политической науки не закончится, нас ожидают еще значительные и во многом неожиданные повороты политической мысли и политических практик.
Общие черты обусловлены тесными связями между Россией и Западом, а отличия возникали под влиянием особенностей географического положения, климата, образа жизни и культуры.
Однако общепризнанная концепция истории политических учений в России в отечественной политологии еще не создана. Наиболее распространенным в политологической литературе является деление истории политической мысли на пять этапов, которые тесно связаны с соответствующими относительно самостоятельными и своеобразными этапами развития русской культуры.
Первый этап истории политических учений в России охватывает период с X по XVII в. По своему содержанию он во многом совпадает с традиционно выделяемым в истории западной культуры периодом Средневековья, хотя хронологически рамки этих периодов на Западе и в России не вполне совпадают. В истории русской политической мысли этот весьма продолжительный этап может быть подразделен на два периода: история политической мысли в Киевской Руси и (2) история политических учений в Московском государстве.
Второй этап включает в себя время с начала реформ Петра I и до восстания декабристов, т.е. охватывает период с конца XVII в. и по 1825 г. Этот этап отличается распространением в России идей Французского Просвещения. Третий этап — это исторический период 1825-1917 г. Его начало ознаменовалось формированием русской классической культуры, созданием признанных во всем мире шедевров литературы, музыки, живописи. Общественно-политическая мысль этого периода поставила также проблему места России в мировой истории, в разрешении давнего конфликта между Востоком и Западом.
Четвертый этап — 1917-1991 г. Это эпоха глубоких экономических, политических и культурных преобразований на основе коммунистической марксистско-ленинской идеологии, со своими взлетами и падениями. Пятый этап — с 1991 г. и до наших дней. Этот этап в политической сфере характеризуется напряженной борьбой между пришедшими к власти либеральными силами и сторонниками возвращения к прежнему социалистическому пути развития. Оценки этого исторического периода — как в обществе, так и в общественно-политической и научной литературе — остаются весьма неоднозначными и противоречивыми.