Г. Тард выделяет четыре вида толпы, отмеченные степенью ее активности или пассивности.
1. Толпы ожидающие (выжидающие) — собираются на основе коллективного любопытства (театр, казнь, встреча популярного человека и т. п.). Именно для такого рода толп характерно взаимное заражение едиными чувствами собравшихся.
2. Толпы внимательные (внимающие) — тесно толпятся около кафедры проповедника или профессора, около трибуны, эстрады, сцены. В толпах такого рода только небольшое число составляющих их участие людей видит и слышит очень хорошо. Остальные же наблюдают за толпой. Толпа, значит, служит зрелищем для самой себя. И потому она привлекает внимание и порождает участие многих людей.
3. Толпы манифестантские (заявляющие) — проявляют свое убеждение, радость или печаль, любовь или ненависть с преувеличением. Отмечается двоякий характер таких толп: ярко выраженный символизм в сочетании с крайней бедностью воображения при изобретении этих символов. Но если в такой толпе мало идей, то люди держатся за них крепко и без устали кричат одно и то же.
4. Толпы действующие (любящие и ненавидящие) — употребляют свои силы на создание (энтузиазм) или разрушение (ненависть). И в том, и в другом случае имеет место сила взаимного ослепления, общей галлюцинации, на которую способны люди, собравшиеся вместе. Одной из разновидностей такого рода толп является праздничная толпа.
В любой толпе выделяются вожаки и ведомые. Первые, благодаря природному обаянию, как правило, сильные и энергичные люди, управляют массами. Вторые же внимают и подчиняются внушению первых. А потому толпа делает из человека автомат, подчиняя его себе, ослабляя, а иногда и уничтожая его индивидуальность. Толпа, из кого бы она ни состояла — профессоров или кочегаров, — прежде всего теряет способность владеть собой, ибо она не мыслит, а чувствует.
Другое дело — публика. В отличие от толпы, публика есть общность, в которой, по мнению Тарда, индивид сохраняет свои личностные характеристики. Она представляет собой «чисто духовную общность», основанную на интеллекте.
Предысторию публики Тард видит в салонах и клубах XVIII в., но ее настоящую историю связывает с широким распространением газет. Именно публикой, по мысли Тарда, формируется общественное мнение.
К сказанному нами добавим: идеи, высказанные Тардом, во многом предвосхитили развитие социологической теории массовых коммуникаций, а также психологии общения. С его именем связано исследование проблем экономической психологии. Г. Тарда следует считать основателем такой междисциплинарной области, как исследование распространения и усвоения инноваций.