Цей матеріал також доступний українською дополнено
Одно из ведущих бизнес-объединений Украины обвинило Укрзалізницю в препятствовании экспорту путем ограничения доступа к вагонным тележкам под европейскую колею. Компания считает такие обвинения безосновательными, потому что евротележки у нее самой в дефиците и искать их должны владельцы вагонов.
На прошлой неделе Укрзалізниця объявила о решении с 1 октября использовать существующие евротележки только для перестановки вагонов филиала «Центр транспортной логистики». Это произошло без предупреждения участников рынка и предварительных консультаций.
Участники Европейской Бизнес Ассоциации попросили отменить решение перевозчика, потому что «любые вводимые внутри страны ограничения создают дополнительные трудности для компаний на фоне уже существующих внешних ограничений».
Из-за блокады морских портов и запрета импорта сельхозпродукции со стороны соседних европейских государств украинский бизнес крайне ограничен в выборе маршрутов для экспорта собственной продукции, отметили в ЕБА.
Имеющиеся маршруты имеют ограниченную пропускную способность, а их использование удорожает стоимость продукции. Поэтому себестоимость продукции балансирует на грани убыточности, а иногда производство уже нерентабельно для бизнеса.
Читайте также: Евросоюз разработал стратегию перехода Украины на евроколею: карта
Укрзалізниця отвергла обвинения ЕБА в препятствовании экспорту украинских грузов железнодорожным транспортом. Компания пояснила, что в прямую ответственность УЗ входит предоставление услуг по доступу к инфраструктуре и перестановке тележек на евроколею, и она будет их предоставлять.
«Частные владельцы вагонов могут производить или купить евротележки и в дальнейшем пользоваться нашими пунктами перестановки. В аренду тележки будут предоставляться только в случае, когда компания будет иметь такую возможность», – заявил член правления АО «Укрзалізниця» Вячеслав Еремин.
Читайте также: Укрзалізниця рассматривает испанские раздвижные тележки для перехода на евроколею – видео
Еремин объяснил, что тележки – это конструктивная часть вагона. В настоящее время Укрзалізниця имеет 1 810 тележек для колеи 1435 мм и все они необходимы компании для перевозок в собственных вагонах. Пока тележек достаточно, чтобы около 905 вагонов переставить на тележки под европути, а общий парк УЗ – около 50 000 вагонов.
Еремин добавил, что с рядом компаний достигнуты договоренности о перевозках грузов в Европу в вагонах Укрзалізниці, с отдельными клиентами еще существуют разногласия, которые «будут решены в ближайшее время».
По его словам, в начале полномасштабной войны УЗ инвестировала в модернизацию тележек под евроколею, чтобы обеспечить стратегические перевозки. А крупные частные грузовладельцы отдают свои вагоны только под перевозку собственных грузов.
«Таким образом, мы никоим образом не ограничиваем экспорт украинских грузов железнодорожным транспортом, а наоборот предлагаем рынку конкурентную услугу», – подытожил член правления УЗ.
ДОПОЛНЕНО. Укрзалізниця 5 октября проведет голландские аукционы (на снижение стоимости) на перевозку за границу зерна в зерновозах филиала «Центр транспортной логистики» с перестановкой тележек под колею шириной 1435 мм. Перевозки будут производиться в вагонах Укрзалізниці с перестановкой на евротележки собственности УЗ.
Обязательным условием участников аукционов является заключение договора транспортно-экспедиционных услуг с компанией UZ Cargo Poland.
⠀
На аукционе представят следующие лоты:
→ перевозки в зерновозах через пограничные переходы с Румынией – станция Вадул-Сирет, станция Дьяково – 10 лотов по 28 вагонов;
→ перевозки в зерновозах через пограничные переходы с Польшей – станция Ягодин, станция Мостиска-2 – 10 лотов по 38 вагонов.
Начальная ставка платы на аукционе – 600 грн/сутки, минимально возможная ставка – 204 грн/сутки. Это ставка использования вагонов УЗ на территории Украины, ставка платы за пределами Украины будет урегулирована договором ТЭП с UZ Poland Cargo.
Кроме того, при условии заключения договора с UZ Cargo Poland плата за использование вагонов за пределами Украины будет пересмотрена и предложена более конкурентная ставка.
- В соседних с Украиной странах Евросоюза ширина колеи – 1435 мм, тогда как в Украине используется широкая колея 1520 мм.
- 24 мая 2022 года премьер-министр Денис Шмигаль объявил о намерении Украины перейти на европейский стандарт пути. Сначала европути соединят большие железнодорожные узлы и крупные города, а затем сеть будут постепенно расширяться по всей стране.